вторник, 7 июня 2011 г.

Как измерить неизмеримое


Не так давно Алексей Лукацкий в своем блоге предлагал рассмотреть возможность использования метода Монте-Карло для оценки вероятности положительной (успешной) реализации ИБ-проекта. В комментариях народ (в том числе и я) сильно сомневался в возможности применения такой методики, однако подсознательное чувство того, что Лукацкий пишет не зря, не давало мне покоя. И вот сегодня товарищ прислал мне ссылочку на весьма прелюбопытный труд: это книга Дугласа Хаббарда "Как измерить все, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе" (официальный сайт этой книги здесь).

Автор книги считает, что существуют всего три главные причины тому, что информация имеет свою стоимость для бизнеса:
  1. Информация снижает неопределенность в связи с решениями, имеющими экономические последствия.
  2. Она влияет на поведение людей, и это также имеет экономические последствия.
  3. Иногда информация сама обладает собственной рыночной стоимостью.
Объяснение первой причины из трех перечисленных выше было известно с 1950-х годов: оно было обосновано в математической теории принятия решений — разделе теории игр, куда определенным образом относится и метод Монте-Карло. Именно сокращению неопределенности автор уделяет основное внимание, главным образом потому, что оно наиболее актуально для обычных условий, и потому, что две другие причины, по его мнению, несколько проще, потому как стоимость информации, влияющей на поведение людей, просто равна стоимости разницы в их поведении. Если измерение результатов деятельности дает рост производительности труда 20%, то денежное выражение роста производительности и есть стоимость измерения. А если стоимость информации является ее рыночной стоимостью, то перед нами проблема рыночного прогноза, ничем не отличающаяся от оценки продаж любого другого продукта. Если мы собираем информацию об интенсивности движения на городских перекрестках в разное время дня, чтобы продать ее компаниям, ищущим подходящие места для размещения розничных магазинов, то стоимость таких измерений равняется ожидаемой прибыли от продажи этих данных. Однако чаще всего в бизнесе производят измерения потому, что они хотя бы частично связаны с принятием решений.

Здесь размещена статья (глава) этой книги, как раз посвященная оценки стоимости информации на основе измерений, а вот здесь Вы можете скачать подробный калькулятор на базе Excel для определения стоимости информации с примерами из этой книги (требуется регистрация). Как и книга Р.Рейли и Р.Шварца "Оценка нематериальных активов", труд весьма интересен и, к тому же, достаточно "задорно" написан, а потому - однозначно достоен прочтения. Комментарии прочитавших (хотя бы главу) прошу в этот пост - пообсуждаем, подискутируем :)

12 комментариев :

  1. Ошибочна сама постановка задачи.
    Оценка стоимости информации вызывает такие проблемы, потому что результаты используются для оценки рисков, большинство которых отличны от утраты информации.
    Это как пытаться оценивать стоимость бушной иномарки, имея в виду не продажу/пропажу, а временную потерю трудоспособности гипотетического пешехода.
    Вместо того, чтобы риски столкновения с регулятором, например, или нарушения контрактных обязательств рассматривать через активы "имидж", "обязательства", "лицензия", их кому-то очень хочется выражать "информацию", понимаешь?
    Это опять ЗИшный подход в ИБшной теме, потому и с ларчиком херня.

    ОтветитьУдалить
  2. А я понял из статьи две вещи: нельзя объять необъятное и проблемы надо решать по мере их поступления=итерация.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный8.6.11

    А смысл затеянного? Основная суть - владение информацией снижает риск неудачного действия. Прописная истина...
    А в остальном очередная попытка объять необъятное.
    Сергей.

    ОтветитьУдалить
  4. А почему бы не числить стоимость информации рыночную... ну сколько за нее готовы заплатить на рынке за сколько владелец готов ее продать и за сколько бы он ее купил... Может получиться интересная модель...

    ОтветитьУдалить
  5. Ригелю и всем-всем-всем: коллеги... Я читаю Ригеля и вроде бы все понимаю. Перечитываю второй раз и понимаю что смысл сказанного до меня не дошел. Перечитываю третий раз и понимаю что я дебил, раз сразу этого не понял...

    Давайте почитаем книгу. Глава, выдранная из контекста, есть обрывок целого.

    ОтветитьУдалить
  6. Yama ni muragatte iru hito (Он же Ригель) - мастер слова... Многие мудрецы попадали в ловушки поверхностного прочтения его манускриптов...

    ОтветитьУдалить
  7. Ригелю: я почитал книгу. Ну, как - начал. Пока ощущение ничьей. Походу, дядька реально умный, но поскольку импортный - нам его понять поднапрячься надо. Но есть желание напрягаться, пока, и интерес.

    Что до пешехода... Есть мысля, что все-таки он с машиной связан. И стоимость владения бушной иномаркой все-же можно выразить в том числе и через персональную ответственность за гипотетический кармагеддон. Отсюда и обязательное страхование этих рисков. Угрозу-то представляет не сам по себе автомобиль, а автомобиль "заряженный" - тогда, когда в него садится "заряженный" чувак. Если идти дальше, то фактически угрозу представляет чувак сам по себе, а иномарка, как топор - лишь инструмент.

    ОтветитьУдалить
  8. Грубо говоря - стоимость владения машиной выше в случае, если ее водитель - идиот, чайник, алкоголик или обладает иными качествами, способствующими нанесению ущерба с помощью транспорта. И вот этой-то информации как раз и не хватает страховым компаниям для расчета франшизы - а потому ее стоимость как раз и составляет стоимость восстановления бушной иномарки и (или) здоровья пешехода :)

    ОтветитьУдалить
  9. Евгению: это японский? Как переводится?

    ОтветитьУдалить
  10. Переводится :
    "Спешащий в гору"
    или
    "Человек спешащий в гору"

    ОтветитьУдалить
  11. Развели тут флуд ))
    Прочитал pdf-ник. Нормальный подход, владельцы активов именно так и делают, когда их опрашиваешь. Только они не калькулируют бессмысленные цифры (потому что описанный в книжке предсказатель должен был давно обойти Гейтса и Баффета, если бы существовал), а на глаз.

    ОтветитьУдалить
  12. Ригелю: бе-бе-бе :))) Подпишусь под каментом. Вот этот предсказатель в теории и должен перевести глазомер на измеримые величины :)

    ОтветитьУдалить