суббота, 9 октября 2010 г.

Хорошо, не забытое - старое!


8 октября 2010 года Государственная дума приняла в первом чтении законопроект "О лицензировании отдельных видов деятельности". Автор проекта - Минэкономразвития -  предлагает упростить нынешний обременительный для бизнеса порядок выдачи лицензий: число видов деятельности, требующих их получения, сократится, а сами лицензии при этом станут бессрочными. Число видов бизнеса, требующих лицензий, сокращается с 80 до 49. При этом по семи видам речь идет об их полной отмене за счет перехода к уведомительному порядку начала деятельности. Бизнесу гарантируется бесплатность процедур лицензирования (за исключением уплаты госпошлины).

Что касается наших с Вами барановэтих тоже), дорогие читатели, то здесь, увы, ничего не изменится: цитируя часть 1 статьи 9 Законопроекта, можно только разочарованно вздохнуть:

В соответствии с настоящим Федеральным законом, лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

   1) разработка, производство, реализация и техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также выполнение работ (оказание услуг) в области шифрования информации;
   2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
   3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации;
   4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
   5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации

Тем не менее, есть и хорошие новости. Оппонентам, уверенно утверждавшим, что закон этот не имеет отношения к Гражданскому кодексу, а сам ГК перед ним не имеет никаких преимуществ, рекомендую обратиться к этой статье:

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о лицензировании

Законодательство Российской Федерации о лицензировании основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, федеральных законов, регулирующих отношения в отдельных сферах деятельности, и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, мы имеем еще одно подтверждение того, что ГК является документом, имеющим бОльшую юридическую силу, и стало быть, согласно ГК, термин "деятельность" эквивалентен термину "предпринимательская деятельность", со всеми вытекающими...

12 комментариев :

  1. > "деятельность" эквивалентен термину "предпринимательская деятельность"

    Ну неправильно это, неправильно...

    Что же, по вашему, некоммерческие организации деятельностью не занимаются?.. или ГК может быть не регулирует этих правоотношений?..

    ОтветитьУдалить
  2. > Ну неправильно это, неправильно...

    Справедливое замечание - НКО это тоже касается. Только кто сказал, что НКО не ведут предпринимательскую деятельность? Смотрим ст. 50 ГК: "некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям". Хороший пример - религиозные организации: торговля не входит в предмет их уставной деятельности, но право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Более того, налицо два условия: это необходимо для достижения целей, и данная деятельность соответствует этим целям. Только прибыль, полученная от продажи, не распределяется между служителями культа.

    В отношении ТЗКИ можно привести аналогичный пример, думаю, в отношение НП Датум Вы в состоянии сделать это сами ;)

    ОтветитьУдалить
  3. Хемалда (с)10.10.10

    А.Волков в "почтовой серии" писал, я напомню: пункт 4 статьи 10 законопроекта - "к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объемам выпускаемой (планируемой к выпуску) продукции (работ, услуг)" - ГД без изменений в 1 чтении приняла. Так что необходимость получения ТЗКИ всеми без исключения операторами в связи с защитой ими ПДн как "не для своих нужд а для нужд субъектов" законодательно дезавуирована. Привет П.Шмелеву!

    ОтветитьУдалить
  4. to Хемалда: спасибо за напоминание, важный момент. Еще один важный момент отражен в п 1 ст. 2:

    Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, обороне и безопасности государства, возможность причинения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

    Интересно, кто-нибудь из ярых сторонников получения лицензии ТЗКИ коммерческой организацией при самостоятельном проведении ею внутренних работ по внедрению системы обнаружения атак для защиты своих информационных ресурсов сможет объяснить, к какой из указанных целей относится эта процедура?

    Кстати, прохождение документа в ГД можно отслеживать по этой ссылке: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=414451-5&02

    ОтветитьУдалить
  5. НП Датум не ведет предпринимательской деятельности, хотя, безусловно у нас есть на это право. Однако, это никоим образом не означает, что мы не занимаемся деятельностью как таковой в смысле ГК - мы правоспособный субъект гражданских правоотношений и занимаемся деятельностью вступая в различные договорные отношения - от открытия банковского счета, до оплаты хостинга.

    В наших действиях отсутствуют признаки занятия именно _предпринимательской_ деятельностью - мы не извлекаем и не распределяем прибыль.

    ОтветитьУдалить
  6. > деятельностью вступая в различные договорные отношения

    Ну правильно. Потому лицензия на ТЗКИ и не нужна. Вот когда решите вписать в устав этот вид деятельности как основной, или ваша деятельность для достижения целей НП будет связана с оказанием вами другим лицам услуг (выполнением работ) по ТЗКИ на основании заключенных договоров (возмездных или безвозмездных) - тогда и понадобится лицензия.

    ОтветитьУдалить
  7. Это все правильно, я лишь опровергаю ваш тезис, что: "термин "деятельность" эквивалентен термину "предпринимательская деятельность".". И не более.

    ГК не регулирует только лишь "предпринимательскую деятельность", а претендует на попытку в полной мере систематизировать и сформулировать правовые основы всему спектру гражданских правоотношений, которые далеко не ограничиваются предпринимательством.

    ОтветитьУдалить
  8. То есть Вы считаете, что лицензии в общем смысле этого слова необходимо получать для всех случаев "деятельности", регулируемых ГК, а не только тех, что связаны с предпринимательской деятельностью и деятельностью НКО?

    ОтветитьУдалить
  9. >Что касается наших с Вами баранов

    Не факт ;)
    Для собственных нужд действительно нет, но есть ч.4 ст.10:
    4. К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объемам выпускаемой (планируемой к выпуску) продукции (работ, услуг).

    О чем я уже ранее говорил ;) - http://www.gosbook.ru/node/8464

    ОтветитьУдалить
  10. > Для собственных нужд действительно нет

    Согласен

    > К лицензионным требованиям не могут быть отнесены

    Согласен

    А что не факт-то? :)

    ОтветитьУдалить
  11. > То есть Вы считаете, что лицензии в общем смысле этого слова необходимо получать для всех случаев "деятельности"

    Это как раз и регулируется законами о лицензировании. В некоторых лицензия требуется только для занятия предпринимательской деятельностью, в некоторых это не критерий.

    Например, лицензирование образовательной деятельности не зависит от того коммерческое образовательное учреждение или нет, а лицензирование в области связи - зависит, иначе ее пришлось бы получать всем, кто у себя в офисе сеть проложил. ГК это никак не регулирует.

    Что касается лицензирования ТЗКИ - это просто _косяк_ в ПП 504 и пока де-факто ФСТЭК по этому поводу не придирается, например к банкам, которые _обязаны_ по закону о банках и банковской деятельности заниматься ТЗКИ но это для ни не является основным видом деятельности. Для ПДн - такая же история.

    ОтветитьУдалить
  12. Ну да, ну да. То есть получается, что ФСТЭК мечется, не зная, к какому из типов лицензий свое детище отнести и как ее выдавать - по типу "образовательной" или по типу "связной". Хотя в 2002 году, когда не было ПДн, в пресловутом письме ЦБ ФСТЭК отнесла ее к типу "связной", т.е. для предпринимательской деятельности. Сейчас, с появлением ПДн, концепция изменилась, и во ФСТЭК всех поголовно желают лицензировать, по типу медицинской или образовательной. Что ж, логичная картинка получается. Вот мы, кажется, и разобрались. Легче от этого не стало, но некоторое моральное удовлетворение имеется :)

    ОтветитьУдалить