среда, 9 июня 2010 г.

Индикатор инноваций, кошмар бухгалтерии и хлеб ИБ-шника


Сегодня довелось видеть чудо - бухгалтерский баланс, в графе "нематериальные активы" которого была цифра, отличная от привычного и свойственного подавляющему большинству балансов "нуля". Еще более удивил тот факт, что баланс этот принадлежал представителю "малого бизнеса", не связанному с высокими технологиями. Я поинтересовался у коллег статистикой - как часто встречаются подобные "чудеса", и выяснил, что за всю многолетнюю историю работы с бухгалтерскими балансами имелось ДВА случая, когда в графе "нематериальные активы" была проставлена некая положительная сумма. Что такое нематериальные активы (НМА), почему они важны для инновационной экономики и почему в России такая плачевная ситуация с этими активами - об этом пойдет речь.

Понять, что такое НМА, очень просто. Если вы автомобилист - откройте багажник, достаньте оттуда синий баллончик с красной трубочкой и желтыми буквами WD-40, переверните и поглядите на состав. Оказывается, знаменитый аэрозоль WD-40 (ласково называемый "вэдэшка") и производимый британской компанией с аналогичным названием, состоит из четырех компонентов: продукт нефтеперегонки, масло, аэрозольный компонент и...внимание: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ (НОУ-ХАУ). Что это за "ноу-хау" такое? Официальный сайт компании говорит о том, что это самое "ноу-хау" является одним из важнейших ее достижений, а секретная формула, разработанная еще в 1953 году и использующаяся по сей день, является главным ее АКТИВОМ. В компании работает 150 человек: по российским меркам - это "малый бизнес".

Тем, кто далек от смазочных материалов, рекомендую зайти в магазин, приобрести баночку напитка под названием Кока-Кола, открыть ее и хлебнуть этой вредной, но вкусной жидкости. Выпустив пузырьки газа, вы спросите: при чем здесь НМА? Дело в том, что Кока-Кола разливается во всем мире по бутылкам методом смешения местной воды с покупным концентратом. Концентрат этот производится только на определенных заводах (70% производства приходится на США), а его формула находится в сейфе банка Trust Company of Georgia в Атланте и охраняется не хуже иных военных секретов. Доступ к сейфу имеют лишь топ-менеджеры компании Coca-Cola (точнее - 4 человека), и даже те сотрудники, которые в процессе подготовки концентрата смешивают исходные ингредиенты, знают их только по кодовым номерам. Эта самая формула (именуемая X7) является одним из важнейших НМА компании, потому как если будет раскрыта - империя Coca-Cola рухнет под натиском "клонов". Вторым важнейшим активом The Coca-Cola Company является собственно бренд, иначе - торговая марка Coca-Cola, продаваемая "розливщикам" по франшизе.

Итак, НМА - это "высокотехнологичные", "неденежные" активы, не имеющие физической формы, однако создающие их владельцу конкурентные приемущества, увеличивающие капитализацию и, конечно же, имеющие стоимостную оценку и отражаемые в учете. За рубежом к НМА относят торговые марки, фирменные наименования, программное обеспечение, лицензии и франшизы, авторские права, патенты и другие права на промышленную собственность, на продажу, права на обслуживание и эксплуатацию, рецепты, формулы, проекты и макеты.

Наличие НМА в финансовой отчетности компании - это своего рода показатель ее "высокотехнологичности": чем большую долю в активах занимают НМА - тем больше компания ориентирована на извлечение прибыли из результатов интеллектуальной деятельности. Доля таких компаний в общем числе хозяйствующих субъектов экономики страны является своеобразным "индексом высокотехнологичности" экономики: чем больше, тем, соответственно, высокотехнологичнее. Применительно к реалиям государства Российского, когда огромные бюджетные средства тратятся на разработку технологий, этот индикатор говорит и об уровне "коммерциализации" этих технологий. Словом, чудо, а не показатель инновационной экономики!

По оценкам консалтинговой компании Interbrand, соотношение материальных и нематериальных активов составляет: в компании British Petroleum – 30:70 (НМА - это разведанные запасы нефти); в компании IBM – 17:83 (НМА - это технологии); в компании Coca-Cola – 4:96 (та самая формула, бренд и франшиза).

В структуре корпораций США в начале 80-х годов 20 века более 60% имущества было представлено материальными активами. Соответственно, на долю нематериальных активов приходилось не более 40%. К концу 20 века за счет увеличения удельного веса нематериальных активов соотношение составило 30:70%. Не отстают от этих показателей страны юго-восточной Азии, Китай, Индия, Бразилия. А что же в России?

По статистике, 99% нематериальных активов не отражается в учете и финансовой отчетности российских компаний: лишь права на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров отражаются в балансе, да и то на 80%. Анализ теории и практики признания, оценки, защиты, переоценки нематериальных активов в России, сравнение с зарубежными подходами и тенденциями в этой области выявляет массу проблем, связанных с использованием НМА: это и отсутствие практики оценки НМА (как правило, используется методика оценки интеллектуальной собственности, далеко не всегда применимая), и нагромождение законов и подзаконных актов (свыше 30), и отсутствие возможности амортизации, и разные подходы к оценке и управлению НМА, и несоответствие российских методов оценки международным стандартам (например, в отечественных правовых регламентах отсутствует понятие "бренда"), и, наконец, самое главное - хлипкая правовая база, практически не обеспечивающая защиту обладателя НМА от посягательств на объекты интеллектуальной собственности.

Все эти недостатки превращают НМА в настоящий "кошмар бухгалтерии", и в результате в практической действительности складывается ситуация, когда нематериальные активы проще не идентифицировать: это экономичнее с точки зрения денежных расходов и трудозатрат.

Сколько бы в России не строилось наукоградов, сколько бы нам не говорили о том, что Россия великая держава с мощным научным потенциалом, какую бы статистику по патентам нам не показывали, ясно одно: мы будем высокотехнологичной страной только тогда, когда, взяв в руки бухгалтерский баланс компании, изготавливающей сверхпрочные резиновые шланги, и увидев там "ноль" в графе "нематериальные активы", налоговый инспектор спросит: здесь, наверное, какая-то ошибка?

И вот тогда наступит светлое будущее для специалистов по информационной безопасности: не придется доказывать необходимость своего существования, не нужно будет со слезами на глазах убеждать финансового директора выделить деньги на обновление антивируса или приобретение IPS, не придется разрабатывать "левые" KPI и "впаривать" их HR-службе. Все без исключения будут понимать важность и нужность ИБ, и получить сертификат ISO 27001 будет необходимостью для ведения бизнеса. Все будет просто и понятно: есть секреты, они четко определены и оценены, ущерб - известен до копейки, защищайте, товарищ ИБшник! Денег - берите, но имейте совесть - не больше, чем установленный Вам процент от стоимости защищаемой информации.

Пока же, к сожалению, подавляющему большинству ИБ-специалистов приходится жить по "остаточному принципу" и обосновывать необходимость затрат на поддержание и развитие ИБ-инфраструктуры "заднепроходными" (да простят меня коллеги) методами "оценки потенциального ущерба", "оценки упущенной выгоды", "оценки финансовых потерь от нецелевого и неоптимального использования рабочего времени", "оценки штрафных санкций контрольно-надзорных органов" и т.д. Ничего другого больше не остается. Но мы все же не впадаем в уныние, не так ли, друзья? Поэтому, предлагаю тост: за светлое, высокотехнологичное будущее, Россия!

11 комментариев :

  1. Труффальдино10.6.10

    Алексей Волков! Респект уважуха от всей провинциальной братвы ибэшной Класная статья - жызненная - не по "масковским панятиям все оценим и внедрим токо бобло плати" а нормально так, по человечески. и в зуб и вглаз. Жжоте!

    ОтветитьУдалить
  2. Famus10.6.10

    Распечатал статью. Дал почитать финансовому. Пока он рыдал подписал счет на антивирус и IPS. Напишите еще что нибудь такое - еще юсергейт на форефронт поменять хочу ))

    ОтветитьУдалить
  3. Обязательно - лишь бы Вам было хорошо :)

    ОтветитьУдалить
  4. Хм..даже не знаю, вот в одной организации в графе НМА миллионы, там ПКД по одному проекту столько стоила что ее в основной фонд внесли, но вот особой инновационности не замечаю - вся ИТ инфраструктура, бизнес процессы, цели компании вполне обычны..

    ОтветитьУдалить
  5. Олексе: знаете, я видел много ПКД, дорогих и бестолковых. Ни одна контора, правда, не квалифицировала ее как НМА- а тупо присовокупляла к ОС. Что побудило бухов принять решение - затрудняюсь даже ответить... В любом случае, суть-то не в ПКД, а в содержании, и в том, может ли это содержание само по себе принести прибыль владельцу.

    ОтветитьУдалить
  6. Собственно, дело наверно именно в НМА приносящих прибыль напрямую(т.е. тот же софт не катит). А то вспомнил сколько софта и на какие суммы записано там в НМА..

    Кстати, что думаете о Сколково? Я честно говоря сомневаюсь что там банально места не хватит...а уж частник туда полезет только в том случае если ему или налоги все снимут (крупная компания) или землю бесплатно дадут (правда боюсь что и стройка там будет бешено дорогая..)

    ОтветитьУдалить
  7. Олексе: не, ну как - не катит... Если Вы производите софт - то как раз катит, ибо основной актив, приносящий прибыль, как раз НМА. Остальное - ОС для разработки софта. А вот если Вы софт покупаете, то вы покупаете на самом деле ЛИЦЕНЗИЮ на использование ПО, как чужой интеллектуальной собственности - НМА.

    ОтветитьУдалить
  8. Что до Сколково... Кое-что я писал здесь http://anvolkov.blogspot.com/2010/06/blog-post_07.html, но по ходу все превращается в любимую и бестолковую игрушку нынешнего президента.

    ОтветитьУдалить
  9. Но куда ж эти лицензии ставят в бухгалтерии? Там вот ставили в НМА, правда компания не была вендором софта.

    Кстати, Сколково может быть синекурой для Медведева после 2012.

    ОтветитьУдалить
  10. Приобретенные лицензии отражаются на 97 счете "расходы будущих периодов". В каком месте они сидят в балансе - точно не скажу. Но суть не в этом. В статье идет речь о тех НМА, что попали туда по признаку интеллектуальной собственности самой компании.

    ОтветитьУдалить