вторник, 8 июня 2010 г.

Диагноз: отсутствие автоматизации


Как часто вы ходите в поликлинику? Как часто обращаетесь к терапевтам и специалистам? Раз в год? Два? Вполне возможно - гораздо чаще, только вы об этом даже не догадываетесь. Один знакомый, директор небольшой компании, рассказывал недавно о том, как в одной из поликлиник внедрялась система "электронной очереди". Оборудование поставили, ПО наладили, сотрудников обучили, консультантов у автоматов посадили, все - тестовый запуск.

Через месяц "обкатки" набралась некоторая статистика, и вдруг обнаружилось, что количество приемов тестового периода на 20% ниже среднемесячного значения за прошлый год. Поработали еще месяц: разница минус 15%. Стали, понятное дело, грешить на автоматику - дескать, не все умеют пользоваться - боятся "инноваций", неверный подсчет и все такое прочее. Однако, как выяснилось, дело было совсем в другом. До внедрения системы была распространена практика "рисованных приемов": в конце дня один-два пациента дорисовывались врачем самостоятельно, с отметкой в карточке и проводкой по всем необходимым бланкам! Номера полисов обязательного медицинского страхования известны, карточки - в наличии, стало быть - ничто не мешает... вообще обходиться без пациентов: приемов будет столько, сколько нужно!

Порывшись на форумах, можно обнаружить огромное количество вопиющих случаев на тему "рисования" приемов. Как же бороться с этим безобразием? Первое, и самое главное - при перечислении средств из фонда ОМС учитывать оценку качества работы врача самим пациентом: например, разработать для этого бланк строгой отчетности и предлагать пациенту заполнять его по окончании лечения (а не приема). Ну и второй, немаловажный, фактор - автоматизация процессов обслуживания пациентов: начиная от записи на прием и заканчивая подготовкой рецепта.

Противники скажут: на автоматизацию нужны огромные деньги - и как же защита персональных данных? Да, это так, и это задача максимум, но это не значит, что этого делать не нужно. Второй аргумент критиков - оценка врача пациентом является крайне субъективной. И это правда. Однако в чем субъективизм? Если пациент пришел к врачу, ему не хамят, не давят на то что у него все плохо и "здесь мы не сможем все обсудить, а вот вызовите меня на дом там все и обсудим", не навязывают дорогостоящих лекарств и лечение в сторонних платных медицинских центрах, не предлагают БАДов, а просто занимаются своим делом - понятное дело, что пациент будет удовлетворен. Конечно, встречаются те, кто никогда и ничем не бывает доволен в принципе - однако и на этот случай можно разработать систему относительных оценок. Этим все равно нужно заниматься, это ДОЛЖНО БЫТЬ внедрено. В любой мало-мальски уважающей себя компании существует система оценки удовлетворенности клиентов, и она весьма существенным образом влияет на зарплату сотрудников, работающих с клиентами.

Но что-то я размечтался. О чем речь? Да, персональные данные. Этот случай - хороший пример тому, как осуществляются мошеннические действия с персональными данными граждан РФ лицами, имеющими доступ к этим данным на совершенно легитимной основе. Ну а в целом про здравоохранение - на сайте Минздравсоцразвития вынесен на общественное (!) обсуждение экспертов проект Закона о медицинском страховании. Новшеств в этом документе много, однако их способность изменить существующую ситуацию в здравоохранении вызывает у меня серьезные сомнения.

Будьте здоровы, дорогие читатели, не болейте!

14 комментариев :

  1. К вопросу о персданных и проекту Закона:
    Если внимательно посмотреть, то по всей обработке ПДн в рамках ОМС есть только один оператор ПДн - Фонд (см. ст.29). Все остальные обработчики (т.к. не определяют цели обработки и состав обрабатываемых ПДн).
    Соответственно все обязанности по защите обработки ПДн должны быть возложены на Фонд (исходя из ЗоПД ;) )...
    В проекте же "обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих информацию ограниченного доступа" (п.12 ч.8 ст.29)

    ОтветитьУдалить
  2. Учитывая характер "общественных слушаний", вряд ли кто-то обратит на это внимание :)

    ОтветитьУдалить
  3. Да, и спасибо, уважаемый toparenko, за выявленный баг - я забыл отключить контроль комментариев. Теперь полная свобода мысли :)

    ОтветитьУдалить
  4. >Учитывая характер "общественных слушаний", вряд ли кто-то обратит на это внимание :)

    Есть вариант обратить внимание на других Общественных слушаниях - http://fz-152.org ;)

    ОтветитьУдалить
  5. Вы знаете, последние тенденции в общем и наблюдение указанного Вами сайта (а я за ним наблюдаю ;) ) в частности говорит о том, что народ уже порядком устал от перепетий вокруг защиты его персональных данных. Форум этого ресурса - явное тому подтверждение. Хотя, может, и лето сказывается - отпуска, дачи... 5 мая г-ну Резнику дали 30 дней на корректировки законопроекта... Где же Вы, мистер Резник? :)

    ОтветитьУдалить
  6. Незачем ждать милостей от Власти - надо самим участвовать в процессе ;)

    Минкомсявязи так и не родил предложения... Предложения АРБ есть у меня (тем более, что я принимал участие в их разработке) и на этом сайте... Нужны еще предложения от социума - а то будем опять жить с багами в Законе и сетовать на его несовершенство...

    ОтветитьУдалить
  7. Если Власть не милостива - надо самим становиться Властью :) Для отлова багов в законе социум выдвигает народных избранников, и содержит их на налоговые отчисления. Все эти "общественные слушания" появляются из-за того, что народные избранники не выполняют свои обязанности - тупо не ходят на работу в Государственную Думу. А социум у нас инертный.

    ОтветитьУдалить
  8. Ну и собственно про ресурс http://fz-152.org. Мне кажется несколько запоздалой его концепция - прежде всего потому, что обсуждается старая редакция закона, между тем, новая редакция закона а-ля В.М.Резник уже принята в первом чтении. Смысла обсуждать устаревшую версию я не вижу. В принципе, предложения АРБ наиболее адекватные, но опять же - они для СТАРОЙ РЕДАКЦИИ. На мой взгляд, лучше бы обсудить, как грамотно внести указанные в отзывах корректировки в законопроект, принятый в первом чтении, чтобы и овцы были целы, и волки - сыты. Этого, почему-то, на общественных слушаниях не происходит. Вот потому я и имею статус "наблюдателя" - тем более, что второе чтение должно быть вот-вот.

    ОтветитьУдалить
  9. >прежде всего потому, что обсуждается старая редакция закона, между тем, новая редакция закона а-ля В.М.Резник уже принята в первом чтении

    Первое чтение - это запуск процесса.
    Основные правки идут между первым и вторым чтением (т.е. сейчас) и ко второму чтению законопроект может коренным образом отличаться от первого чтения.

    На третьем чтении идет окончательное утверждение текста и корректировка мелких правок.

    Также хотел бы обратить внимание на условно-положительный отзыв Правительства - http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)?OpenAgent&work/dz.nsf/ByID&6E2AFBF3C213FD98C32577000039C8A9
    Т.е. Правительство согласно на запуск процесса, но с текстом не согласно...

    >В принципе, предложения АРБ наиболее адекватные, но опять же - они для СТАРОЙ РЕДАКЦИИ.

    Пересечение предложений АРБ и предложений Резника лишь в 4-х статьях. ;)

    >тем более, что второе чтение должно быть вот-вот.

    См. http://fz-152.org/index.php?option=com_content&view=article&id=56&Itemid=63
    Предварительным сроком рассмотрения законопроекта № 282499-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных» является октябрь 2010 года. Поэтому к моменту рассмотрения поправок профильным комитетом Государственной Думы (Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству) – сентябрь 2010 года – должны быть достигнуты результаты Слушаний в виде рекомендаций и/или поправок в Федеральный закон «О персональных данных».

    ОтветитьУдалить
  10. Если в результате Слушаний будет переписан весь ЗоПД (но обязательно сохранена структура действующего Закона) то для рассмотрения ко второму чтению процедура не будет нарушена ;)

    Т.ч. простор для творчества обширен. А времени не так много...
    А если еще студентов подключите, так какая им практика будет... :-D

    ОтветитьУдалить
  11. Эх, чувствую, склоняете Вы меня поучаствовать в этом процессе :) Про студентов - поздновато, сессия да каникулы сейчас, а дипломники уже работы сделали и защищаются. Плюс к тому юридической подготовки по существующим программам обучения студентам, к сожалению практически не дают.

    > Т.е. Правительство согласно на запуск процесса, но с текстом не согласно...

    Вот именно, что с текстом, но с текстом законопроекта. И все равно получается, что надо править именно законопроект, таким образом, чтобы учесть все корректировки правительства и самим не пролететь. Обеспечить баланс интересов, так сказать.

    > Если в результате Слушаний будет переписан весь ЗоПД (но обязательно сохранена структура действующего Закона) то для рассмотрения ко второму чтению процедура не будет нарушена ;)

    Эмммм... То есть на откорректированный текст между первым и вторым чтением Правительство не будет готовить отзыв? :)

    ОтветитьУдалить
  12. Вообще, предлагаю вынести этот вопрос за рамки обсуждения в блоге и связаться нам с Вами по электронной почте. У меня имеется несколько мыслей по поводу оптимизации процесса общественных слушаний - в частности, относительно процесса сбора предложений заинтересованных сторон. Жду Вашего письма.

    ОтветитьУдалить
  13. >Эмммм... То есть на откорректированный текст между первым и вторым чтением Правительство не будет готовить отзыв? :)

    По практике требуется:
    - Решения Комитетов
    - Таблица поправок рекомендуемых к принятию
    - Таблица поправок рекомендуемых к отклонению
    - Заключение Правового управления
    - Текст ко второму чтению

    Естественно, что полностью неудовлетворяющий текст может быть остановлен как силами в Думе, так и при дальнейшем прохождении...

    Т.ч. баланс интересов следует соблюдать. И все требуется максимально аргументировать...

    ОтветитьУдалить
  14. >Жду Вашего письма

    Отправил пинг ;)

    ОтветитьУдалить